Международные перевозки грузов Международные перевозки грузов

+7(812)600-93-60; +7(921)324-82-66

info@kclogistics.ru

Вы находитесь здесь:

Вы здесь

> Международные перевозки грузов

Международные перевозки грузов

1. Понятие международных перевозок
2. Виды международных перевозок
2.1 Международные морские перевозки
2.2 Международные воздушные перевозки
2.3 Международная автоперевозка
2.4 Международные железнодорожные перевозки
2.5 Договор "смешанной" перевозки грузов

Транспорт – одна из самых важных составляющих материальной базы экономики страны. Приобретение и продажа услуг транспортных перевозок на мировом рынке – непосредственное участие в невидимом экспорте. Данный вид услуги регулируются международными соглашениями и может выполняться по суше, по воде и по воздуху. 

1. Понятие международных перевозок 

Международные перевозки грузов – реализация деятельности по транспортировке пассажиров, грузов, багажа, осуществляемая между государствами в четком соответствии условиям межгосударственных соглашений.

Международные грузоперевозки и перевозки пассажиров осуществляются на условиях, которые устанавливаются заключенными государствами соглашениями. В международных соглашениях четко прописаны требования к оформлению документации, приема/выдачи груза, порядок предъявления претензий и ответственность сторон. Условия и тарификация таких перевозок, степень ответственности перевозчика определяются транспортными конвенциями (соглашениями).

Международные соглашения разрабатываются такими организациями международного уровня, как ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ЕЭК и другие. Кроме того, огромная роль в регулировании международных перевозок отводится внутригосударственным актам. Сюда относятся несколько типов кодексов: торгового мореплавания, воздушный, гражданский, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта.

Российская Федерация - действующий участник международных договоров, целью которых является регулировка международных перевозок пассажиров, груза и багажа. Также РФ является членом транспортных организаций.

Подписание договора о перевозке означает, что компания-перевозчик возлагает на себя обязанности по доставке грузов или пассажиров в конечный пункт, обозначенный в договоре, а владелец груза или пассажир со своей стороны обязуется возместить затраты транспортной компании за понесенные расходы на транспортировку.Между заказчиком услуг и транспортной компанией с момента заключения договора возникают правовые обязательства.

Международная перевозка:

  • Регулируется транспортными конвенциями или актами внутреннего права. 
  • Одним из участников является физическое или юридическое иностранное лицо. 
  • Может использовать коллизионные нормы как транспортных конвенций, так и внутреннего права. 

В зависимости от вида транспорта, используемого для осуществления перевозки, договор подразделяют на виды. Это может быть договор: автомобильной, воздушной, железнодорожной, морской перевозки. 

2.1 Международные морские перевозки 

Морской транспорт - удобный и безопасный способ перевозки грузов. В зависимости от специфических особенностей груза, объемов, осуществляется перевозка по

  • коносаменту
  • чартеру

Чартер - документ, подтверждающий оформление договора фрахтования. Чартер - оптимальный вариант перевозки крупных партий. Практикуется представление судна целиком, частями. Формы чартеров: тайм-чартер, букингнот, рейсовый чартер, димайз-чартер, определяются по соглашению сторон. Популярны формы стандартных чартеров, одобренные Международной палатой судоходства, Международной морской организацией, национальными палатами судоходств других стран.

Составляющие чартеров: стандартная часть и аддендум (специфические условия фрахтования перевозки грузов).
Весомый аргумент в пользу чартеров - возможность изменения положений договора. В чартере обязательно указывают название судна, вид груза, полное наименование сторон, место назначения, направление судна. Предоставлена возможность внесения дополнительных условий. Подписывают чартер фрахтователь и перевозчик, их представители.

Коносамент - документ, обеспечивающий защиту прав отправителя груза. Перевозчик обязан удостоверить факт принятия груза, передачу в месте назначения. Право на подписание коносамента имеет перевозчик, уполномоченный капитан судна. Правовыми нормами предусмотрена возможность заверения коносамента подписью от руки, штампом, электронной подписью.

В коносаментах указывают лиц, которым предоставлено право требовать выдачу грузов, документы классифицируются на 

  • именные;
  • ордерные;
  • предъявительские.

Международные морские перевозки предусматривают оформление каботажных, экспортных, прямых, линейных, чартерных, коносаментов. Сквозные коносаменты делятся на: 

  • морские;
  • обычные;
  • коносаменты смешанной перевозки.

Коносамент - официальная квитанция, в которой указывают конкретные сведения о грузе: количество, состояние, место назначения, выборочно дублирует договор перевозки.

Отправитель имеет право требовать бортовой коносамент, обеспечивающий дополнительную защиту прав, документ подтверждает передачу груза с указанием даты. Перевозчик с целью предотвращения негативных последствий, связанных с несоответствием характеристик груза в коносаменте действительности имеет право вносит оговорки в договор, которые станут подтверждением невиновности в случае проверки компетентными органами. Важно в оговорке указать точные сведения относительно несоответствия заявленного описания действительности.

Обязательное условие оформления международной перевозки груза - составление договора, обе стороны обязаны соблюдать условия. Перевозчик должен доставить груз в место назначения в согласованные сроки. Фрахтователь обязан внести плату за услуги, указанную в договоре. Статус перевозчика принадлежит лицу, указанному в договоре. Отправитель - лицо, подписавшее договор. 

2.2 Международные воздушные перевозки 

Воздушный транспорт используется с целью, перевозки пассажиров, различных категорий грузов:

  • почты; 
  • багажа;
  • скоропортящихся, крупногабаритных грузов.

Варшавская конвенция - основной международный документ, регулирующий воздушные перевозки. Международной воздушной перевозкой считается перевозка, пункты назначения и отправки которой расположены на территориях различных государств. Договор перевозки оформляется в форме билета для пассажиров, квитанции - для багажа, авиагрузовой накладной - для крупногабаритных грузов. Документы составляют в трех экземплярах: для перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя.

К авиагрузовой накладной предъявляются специфические требования: обязательно указывают дату и место составления; пункты отправки и получения, предполагаемые места остановок, ФИО и юридический адрес грузополучателя, количество мест, способ упаковки, маркировку, массу, объем, количество, габариты, заявление, подтверждающее осуществление перевозки в соответствии с Конвенцией 1929 г. 

В случае повреждения груза при транспортировке у перевозчика есть шансы на освобождение от ответственности. Необходимо иметь обоснованные доказательства, подтверждающие отсутствие возможности предотвращения причинения вреда. Доказывать отсутствие вины обязан перевозчик, для исключения негативных последствий важно своевременно отслеживать точность составления документов. 

Конвенция указывает на возможность подачи иска по выбору истца:

  • по мету жительства ответчика;
  • поместу исполнения перевозки.

Монреальская конвенция вступила в законную силу в 1999 г. с целью унификации международных норм, регулирующих воздушные перевозки. После ратификации 30 государствами начала действовать конвенция. Документ содержит определения: воздушных перевозок, права и обязанности сторон, участвующих в подписании договора, ответственность, особенности разрешения споров при возникновении непредвиденных обстоятельств, порчи груза. 

Специальные правила установлены для получателя груза, от соблюдения которых зависит возможность требования компенсации. При выявлении повреждения, недостачи необходимо официально уведомить перевозчика в течение 7 суток после получения багажа, 14 суток - груза. Просрочка по уважительной причине не лишает права на предъявление претензий, следует направить документ в течение 21 дня. 

2.3 Международная автоперевозка

Сравнительно с другими видами транспортировки, международные автоперевозки имеют ряд преимуществ, которые привлекают владельцев компаний, частных лиц. Регулярность и минимальные временные затраты на перевозку грузов - весомые аргументы. Регламентируют автоперевозки следующие документы: Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, о дорожном движении. КДПГ содержит правила оформления автоперевозок, исключающие негативные последствия для обеих сторон, обязательное условие - составление накладной. Предусмотрено подписание накладной перевозчиком и отправителем, документ составляют в 3 экземплярах, которые вручают трем участникам: отправителю, перевозчику, третий экземпляр сопровождает товары.

Накладная - основное доказательство, исключающее сложности с определением виновных в повреждении груза, является законным подтверждением заключения договора, содержит сведения о гарантиях сохранности товаров, сроках. После оформления накладной отправитель сохраняет право на распоряжение товаром: отмену транзита, изменение пункта назначения, лица, уполномоченного на получение груза. Важно документально оформить внесение изменений.

Перевозчик отвечает за повреждение груза, частичную или полную утрату товаров. Непосредственно после принятия от отправителя, обязанности по обеспечению сохранности несет перевозчик до вручения адресату. Правовыми нормами закреплены исключения, освобождающие перевозчика от ответственности: халатность, неправомерные действия истца, указания клиента, которые стали причиной небрежности перевозчика, недостатки товаров, связанные с специфическими характеристиками товаров, непредвиденные обстоятельства, которые перевозчик не мог предвидеть, предотвратить.

Конвенция КДПГ включает список рисков, освобождающих перевозчика от ответственности. Распространенное нарушение - использование открытых грузовиков, если в накладной было согласована транспортировка в закрытых машинах. В подобных ситуациях доказывать невиновность обязан перевозчик.

Конвенцией КДПГ установлен срок исковой давности - 1 год. При выявлении умышленного нарушения обязанностей по обеспечению сохранности груза, срок исковой давности увеличивается до 3 лет. Началом отсчета срока является частичная утрата груза, нарушение сроков доставки; полная гибель, в остальных случаях по истечение 3 месяцев.

Практикуется предъявление исковых заявлений нескольким перевозчикам, в подобных ситуациях истец обязан известить каждого. Пробелы в регулировании международных автоперевозок корректируют договоры, сторонами которого является РФ и иностранные государства. Международная автоперевозка - транспортировка товаров за пределы Российской Федерации, транзиты через РФ, обязательно сопровождаются документами, оформленными в соответствии с действующими правовыми нормами. Правила распространяются на проезд не груженного и груженного транспорта, владельцами которого является российский или иностранный перевозчик, осуществляющий транспортировку грузов из РФ на территории иностранного государства, в обратном направлении, транзитом.

К иностранным перевозчикам предъявляют дополнительные требования: получение российских и многосторонних разрешений. Порядок оформления разрешений утвержден Правительством РФ. Иностранные перевозчики не имеют права осуществлять перевозку пассажиров или грузов между пунктами, расположенными на территории РФ.
Для осуществления международных рейсов российским перевозчикам необходимо получить соответствующую лицензию. 

2.4 Международные железнодорожные перевозки

Привлекает железнодорожный транспорт минимальными затратами на транспортировку грузов, пассажиров. Соглашение о международных перевозках - основной документ, регулирующий железнодорожные перевозки. Нормами соглашения закреплены допустимые размеры ответственности в случаях нарушений правил, обеспечивающих сохранность грузов. Соглашением предусмотрены прямые перевозки для Китая, КНДР, Албании, Болгарии, Румынии, России.

Документом, подтверждающим легальность перевозки является накладная, состоит из 3 листов: оригинала, листа выдачи и уведомления о доставке груза. Отправитель указывает в накладной ценность груза. Представители железной дороги не обязаны контролировать соблюдение правил составления накладной, достоверность указанных сведений. Ошибки, неполные сведения о грузе - основания для наложения штрафа на отправителя. При выявлении превышении нормы максимальной грузоподъемности вагона также предусмотрены штрафные санкции.

Предусмотрена возможность транспортировки грузов малой и большой скоростью. Сроки увеличиваются с учетом вынужденных временных затрат: таможенное оформление, перерывы сообщения по непредвиденным обстоятельствам, задержки, связанные с внесением корректив в договор перевозки. Доставка груза железнодорожным транспортом осуществляется по утвержденной правовыми нормами схеме, получателю выдают груз, сопровождающую документацию. При необходимости проверки массы, состояния груза уполномоченное лицо железной дороги составляет коммерческий акт.

И отправитель, и получатель имеют право на внесение изменений в договор перевозки. Отправитель имеет право на изменение пункта назначения, получателя, возврат груза в место отправления. Получатель уполномочен менять станцию в пределах государства. Ни при каких обстоятельствах не допускаются изменения договора, предусматривающие деление груза. Железная дорога несет ответственность за сохранность груза на протяжении всего пути, отвечает за соблюдение предварительно согласованных сроков, ущерб, являющийся следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудников.

Железная дорога освобождается от ответственности за порчу груза, причиной порчи которого стали специфические характеристики, если товар поврежден из-за указаний отправителя. 
При выявлении нарушений договора стороны имеют право предъявить претензии в течении 9 месяцев. Рекомендуется вносить в накладную подробные достоверные сведения о товарах, акцентировать внимание на пунктах, регулирующих сроки доставки.

2.5 Договор "смешанной" перевозки грузов

Международная смешанная перевозка предусматривает использование нескольких видов транспорта, сопровождается заключением договора. Грузы принимает оператор, контролирует местонахождение груза, параллельно выполняет функции перевозчика и экспедитора. Статус оператора принадлежит лицу, представителю компании, который заключает договор, несет ответственность за обеспечение безопасности груза. Отличительной особенностью смешанной грузоперевозки является отсутствие правоотношений между перевозчиком и грузовладельцем. Принятие груза оператором сопровождается оформлением документа установленного образца, заверенным подписью.

Практикуется заверение документов штампами, электронными средствами. К документу о смешанной перевозке предъявляют строгие требования: описание груза, полное наименование предприятия, выступающего в роли оператора, место принятия и доставки. Оператор несет ответственность за принятые товары с момента оформления документа до принятия получателем. Ответственность оператора наступает в результате повреждения груза, полной или частичной утраты, нарушения сроков, определенных договором, при условии нахождения товаров в его ведения на момент возникновения непредвиденных обстоятельств. Статус утраченного груз приобретает во истечении 90 дней с момента предполагаемой доставки.

Практикуется оформление необоротных и оборотных документов. Оборотные документы составляются в двух формах: на предъявителя, ордерного. При оформлении документа на предъявителя отсутствует необходимость в предоставлении передаточной ведомости. При составлении необоротного документа необходимо указывать реквизиты отправителя. Отправитель защищает права путем подачи искового заявления.

Срок исковой давности относительно смешанной международной перевозки составляет 2 года, по истечении которых арбитражное или судебное разбирательство не начинается. Оператор по требованию отправителя предоставляет сведения о местонахождении груза, по желанию клиента меняет условия договора: место назначения, получателя. Любые коррективы, предоставление сведений оформляются документально. В определенных ситуациях смешанные перевозки являются единственным способом транспортировки грузов.

Яндекс.Метрика